Очередная проверка Верховного суда Российской Федерации на этот раз коснулась судов Санкт-Петербурга. Причиной контроля их деятельности послужила поступившая в ВС РФ жалоба от участника спора, в которой он просил отменить принятое решение по делу о наследстве. Результатом вмешательства в судопроизводство Судебной коллегии ВС по гражданским делам стала отмена постановления нижестоящей инстанции и отправка дела на повторное рассмотрение с учетом данных рекомендаций.
Как оказалось, первично в районный суд с исковым требованием к получателю наследства и нотариусу обратился родственник покойного. В качестве оснований, предъявляемых в суде претензий к ответчику истец – дядя покойного наследодателя, назвал тот факт, что после смерти родственника он, как один из претендентов на наследство обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону. Оставленное завещание при жизни покойным, по мнению истца, нельзя считать законным ввиду таких обстоятельств как тот факт, что на момент его составление здоровье племянника истца резко ухудшилось, из-за чего он стал плохо видеть, а, следовательно, вряд ли мог прочесть текст и подписать документ. Да и сама подпись под завещанием не внушала большого доверия, так как совершенно не походила на ту, которой пользовался покойный наследодатель при жизни.
Нотариус, который собственно и заверял документ о наследстве, попытался объяснить истцу из-за чего по закону он не имел права на долю в наследстве племянника. В частности, по словам нотариуса, покойный составил и подписал завещание в полном здравии, поэтому, согласно документу основным получателем наследуемого имущества выступало указанное в документе физическое лицо.
Итогом рассмотрения спора в районном суде стал полный отказ в удовлетворении исковых требований. Свое решение судья аргументировал необоснованностью иска. Апелляционная инстанция с данным решением согласилась. Тогда истец обратился в ВС РФ, где добился более справедливого решения в отношении себя.
Коллегия ВС по гражданским спорам указала на ряд нарушений материального и процессуального права нижестоящими инстанциями ввиду того, что ни один из судов не отправил завещание на почерковедческую экспертизу, а также не провели расследования с целью выявления иных документов, в который ранее покойный изъявлял свою волю. Дело в том, что в последние годы производства по искам об оспаривании последней воли покойных граждан стали самым распространенным явлением в судебной практике. Прежде всего это связано с множественными случаями мошенничества. По этой причине суды нередко вынуждены пересматривать последнюю волю покойных граждан по инициативе их родственников или знакомых, которых по непонятным причинам сначала упомянули, а затем вычеркнули из завещания.
ВС РФ указал на необходимость принятия во внимания при рассмотрении подобных споров ст. 1118 Гражданского кодекса России. Согласно ей, в рассмотренном случае должна была быть проведена почерковедческая экспертиза, с целью определения законности составления завещания, полностью меняющего ранее изъявленную волу покойного.