Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рассмотрела очередной наследственный спор, связанный с погашением кредита после смерти наследодателя. Из материалов дела ВС выяснил, что все попытки кредитора вернуть сумму основного долга по кредиту покойного заемщика, истребовав его с других членов его семьи, завершились неудачей. При этом сам кредитор не хотел останавливаться на достигнутом. Он был полностью уверен, закон на его стороне. Представитель истца ссылался на действующее законодательство, согласно которому долги покойных заемщиков наследуют его родственники. Следовательно, они и обязаны погашать кредит. Однако в рассматриваемом случае, в суде первой инстанции, а позже и в Апелляционном суде, в удовлетворении исковых требований заявителю было отказано. Основной причиной для отказа судьи назвали отсутствие у наследодателя имущества и денежных средств для погашения долга, которые могли бы унаследовать его родственники. Кроме того никто из наследников не обратился к нотариусу для вступления в права наследования. Таким образом, не было ни одного доказательства того, что ответчики — наследники приняли наследство. Поэтому судами было принято решение отказать кредитору в удовлетворении иска о взыскании долга в размере полутора миллиона с наследников скоропостижно скончавшегося заемщика.
Тогда мужчина решил обратиться в Верховный суд РФ. Изучив дело, судебная коллегия по гражданским делам ВС России приняла решение об аннулировании предшествующих решений, пояснив свою позицию прописанными нормами в ст. ст. ГК РФ 1175 и 323. Согласно этим документам наследники, после принятия наследства наследодателя, должны нести ответственность по его долгам солидарно, но не более стоимости перешедшего к ним в собственность имущества.
Если соответствующих доказательств в суде со стороны истца не предоставлено, но при этом кредитор или его представитель ходатайствует в суде об оказании содействия в их поиске, суд обязан в этом ему помочь (см. ст. ст. 12 и 57 ГК РФ). Иными словами, поиск доказательств для решения судебного спора является совместной работой, как суда, так и участников спора.
Также ВС России указал на еще одно значимое обстоятельство, которое в обязательном порядке должно приниматься во внимание судьями при рассмотрении споров связанных с получением наследства в виде задолженности, — это факт наличия наследства у заемщика на момент смерти. Собственно этот факт попытался выяснить истец, зная наверняка о наличии недвижимости у покойного на территории Королевства Бельгии. В суде он ходатайствовал об отправлении запроса относительно наличия недвижимости в Управление имущества Минфина Бельгии. Однако его просьба так и не была выполнена. Данные обстоятельства по делу ВС России расценил как нарушение требований ГК со стороны районного и Апелляционного судов. В результате дело было возвращено для повторного рассмотрения.