Верховный суд Российской Федерации обязал дилеров и производителей автомобилей менять технически сложную продукцию на новую в случае нарушение сроков гарантийного ремонта.
Новость об этом была опубликована на официальном сайте Верховного суда 23 марта 2017 года
В материалах суд уточняет, что начало отсчета срока гарантийного ремонта должно осуществляться с момента обращения владельца неисправного авто к дилеру, с которым был подписан договор купли-продажи. Окончание гарантийного срока возможно при разрешении проблем неисправности автомобиля, или его замены на новый.
Своим решением Верховный суд указывает на необходимость привлечения к ответственности компаний-производителей автомобилей и их дилеров, которые часто отказывают потребителям в оказании транспортных услуг для доставки неисправных авто в официальные сервисные центры. Из-за этой проблемы часто ремонт затягивается. На примере это выглядит следующим образом. При покупке нового внедорожника «Хенде Санта Фе» производитель дает гарантию на 5 лет или 120 000 километров пробега. В случае если в этот период времени возникнут проблемы с исправностью транспортного средства, собственник имеет право предъявить претензии дилерской компании и попросить выполнить бесплатно ремонт. Но часто сервисные центры есть только в крупных городах, до которых сотни километров. Самостоятельно отправить туда автомобиль для многих потребителей финансово невозможно. В результате в период гарантийного срока дилером ремонт часто не выполняется. Согласно ФЗ России, владелец автомобиля имеет право потребовать его замену. При этом многие компании отказывают в подобной услуге своим клиентам, а когда дело доходит до суда, далеко не все судьи принимают решение в пользу владельца неисправного автомобиля. Происходит это, прежде всего из-за неправильного отсчета начала гарантийного срока, отсчет которого начинают вести с момента доставки неисправного автомобиля в сервис, а не со дня обращения автовладельца к дилеру. В результате можно говорить о нарушении прав потребителей.
Согласно решению Верховного суда, если ремонт не выполнен в срок, автовладелец имеет полное право требовать замену неисправного транспортного средства.
Ссылаясь на ст. 1 закона «О защита прав потребителей», Верховный суд указывает на тот факт, что начало гарантийного срока должно исчисляться с момента обращения владельца авто к дилеру. В случае невыполнения своевременного ремонта потребитель имеет право требовать заменить машину или возместить расходы на устранение неисправностей, или полностью вернуть ему сумму, уплаченную за автомобиль. При этом на ремонт неисправного товара дается всего 45 дней с момента обращения. Если речь идет о таком товаре как автомобиль, то потребитель вправе требовать доставку до места ремонта. Это объясняет причину, почему гарантийный срок следует исчислять не с момента доставки неисправного транспортного средств в сервисный центр, а с момента обращения владельца авто к производителю или дилеру.
Верховный суд также отметил, что наличие заявление об устранении дефектов и неисправностей не отменяет прав потребителей на подачу заявления о замене товара на новый.
По мнению независимых экспертов, новое решение Верховного суда будет способствовать повышению ответственности автопроизводителей в ситуации с проведением ремонта неисправных машин, так как вряд ли кто-то из них захочет осуществлять замену неисправных транспортных средств новыми.